Русский English France China Ukraine plus
2 дня назад

Крах «киборгов». Что последует за сдачей аэропорта в Донецке?

Украинские силовики 22 января сдали Донецкий аэропорт . Эксперты объяснили, как это повлияет на ход войны на Украине .

На протяжении 242 дней велись бои за Донецкий аэропорт между ополченцами юго-востока Украины и украинскими силовиками. Контроль поочерёдно переходил то к одной стороне, то к другой. За несколько месяцев аэропорт превратился в нечто похожее на руины. В чём заключался смысл борьбы за объект, который уже давно стал развалинами? Почему украинские военные его сдали? И как минувшие события будут использованы в политической игре? А главное — как это повлияет на ход войны на Украине?

Информация о том, что украинские военные покинули объект, появилась 22 января на странице добровольческого батальона «Азов» в Facebook.

Почему так спокойно военные покинули место, «героическая оборона» которого, по словам представителя батальона, велась 242 дня? Была ли это вынужденная мера или действие совершено для «отвода глаз»? Чтобы потом в самый неожиданный момент взять и напасть?

Скорее всего, украинские силовики покинули аэропорт из-за того, что силовое давление ополченцев всё-таки превзошло их собственное давление. Военные были просто вытеснены оттуда, да ещё и, как говорят, с большими потерями.

— Говорят, что значительное число силовиков осталось под завалами, — утверждает известный журналист и политический консультант Анатолий Вассерман. — Так что ни о каком простом отступлении речи нет.

При этом, по мнению Вассермана, существует вариант, при котором аэропорт станет ловушкой украинских силовиков:

— Киевские войска сейчас очень активно ведут по нему артиллерийский огонь, но ополченцы уже очень хорошо научились и укрываться от этого огня, и вести контрбатарейную войну.

Впрочем, есть, вероятно, и другая причина: война опостылела всем сторонам конфликта. У директора Центра политологических исследований Финансового университета Павла Салина создалось впечатление, что, несмотря на умелую тактику ополченцев, из-за чего силовики покинули объект, в настоящий момент стороны «гораздо меньше готовы убивать друг друга, чем в августе».

По свидетельствам очевидцев, аэропорт в настоящее время похож на «руины»: полностью уничтожены новый и старый терминал, башня управления. Всё, что хоть как-то могло послужить опорным пунктом обороны, якобы уничтожено. Почему, в таком случае, Донецкий аэропорт, а точнее то, что от него осталось, имеет столь важное значение?

Если разбирать объект с военной точки зрения, это были удобные позиции для обстрела противника и боях в самом Донецке:

— Именно оттуда корректировали артиллерийских огонь, который киевские силовики ведут по Донецку, — говорит Анатолий Вассерман. — Именно благодаря наличию наблюдателей в Донецком аэропорту, Киев прицельно разрушал объекты инфраструктуры города.

В то же время с идейной точки зрения, сейчас, когда аэропорт полностью уничтожен, рискует рухнуть и созданный украинской пропагандой миф о том, что бойцы, которые там воюют, проявляют чудеса героизма и вообще являются сверхлюдьми:

— В своё время украинские власти в рамках информационной войны защитников Донецкого аэропорта вывели в особую категорию — «киборги», помните? — напоминает Павел Салин. — И если сейчас внедрять тот тезис, что «киборги» проиграли, это будет сильный удар информационной войны.

Как и со всеми событиями, которые происходили на Украине, факт отступления силовиков из аэропорта и перехода контроля к ополченцам будет обсуждаться политиками. И новая рекогносцировка может сыграть на руку России, которая давно хочет пересмотреть Минские соглашения:

— Судя по вчерашнему совещанию министра иностранных дел в Нормандской четверке, Россия хочет пересмотреть Минские соглашения, — поясняет Павел Салин, — хотя это пока не сказано официально. В первую очередь, для того, чтобы были гарантии оказания влияния на юго-восток Украины, а для этого нужно, чтобы граница была прозрачной.

Однако данное событие будут использовать также и Запад с Украиной, чтобы в очередной раз отстоять собственную позицию — что ополченцы действуют с помощью России, поэтому она в данном случае является агрессором, из-за которого до сих пор идут бои на Украине. В США считают, что Москва «продолжает тренировать, вооружать и бороться плечом к плечу с антиправительственными силами в регионе».

— Запад продолжает гнуть переднюю линию, несмотря на то, что она от этих перегибов уже трещит, — объясняет Вассерман. — Это можно было предположить ещё по результатам выборов в европейский парламент, где оппозиционные партии набрали в разы больше голосов, чем на прежних выборах. Видно это и по внутриполитическим дебатам в различных парламентах Европы.

Ожесточённые бои за Донецкий аэропорт начались в конце мая 2014 года. Контроль над объектом переходил то к ополченцам, то к украинским военным. 3 октября, когда ополченцы уверенно заявили, что полностью «очистили» территорию от силовиков, появилось предположение, что в будущем это поможет им продвигаться дальше для того, чтобы полностью освободить юго-восток Украины. В связи с этим, когда Киев официально признает, что контроль над аэропортом потерян, начнется расследование и некоторые политики и военачальники лишатся своих должностей.

— Надеюсь, за полугодовую бойню в аэропорту достанется главным организаторам провала — Яценюку и Турчинову. Порошенко, насколько я могу судить, участвовал в этом лишь косвенно. В конце концов, им всем ещё нужно дожить до нового Нюрнбергского процесса. Пусть на сей раз он будет проходить не в Нюрнберге, а во Львове, но это уже техническая мелочь, — предрекает Анатолий Вассерман.

(Нюрнбергский процесс — международный судебный процесс, который начался в 10 часов утра 20 ноября 1945 года и шёл до 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге, над бывшими руководителями гитлеровской Германии — прим. ред.).

Впрочем, не стоит забывать, что в регионе есть куда более важные в стратегическом смысле, чем аэропорт Донецка, точки:

— Например, Мариуполь. Вообще, следует понимать, что данная война — война с очень серьёзным влиянием олигархов. А для олигархов самое главное, где они получают ресурсы и где они продают свою продукцию на мировой рынок. И порт Мариуполь — точка, которая гораздо важнее, чем аэропорт Донецка, — объясняет Павел Салин.

В любом случае, с человеческой точки зрения прекращение боев за Донецкий аэропорт позволит мирным жителям, которые не участвуют в боевых действиях, но проживают в данном регионе, может быть, хоть как-то увеличить шансы на спасение.

Новости друзей
МЕДИАСЕТЬ
МЕДИАМЕТРИКА